Просвещение. Осознание. Творчество.
Главная > Благотворительный аукцион
Благотворительный аукцион
ЦЕНА ИСКУССТВА

Сегодня многие задумываются о финансовых вложениях в предметы искусства. Давайте поговорим о том, как отличить настоящее искусство, и как понять настоящую цену произведений искусства, в самом широком смысле этого слова, при условии, что Вы неофит.
Если мы откроем толковый словарь Ожегова, то обнаружим там три толкования слова «искусство» - 1) творческое осмысление действительности, 2) высокая степень ремесла, 3) занятие не ради коммерческих целей.
А теперь давайте попробуем объединить все три толкования слова «искусство» в одно. У нас получится что-то вроде «нечто, произведённое в целях осмысления действительности, выполненное с высокой степенью ремесла, и обращенное к нематериальной стороне жизни».
(Леонардо да Винчи, «Битва при Ангиари», 1506 год)
Если мы откроем толковый словарь Ожегова, то обнаружим там три толкования слова «искусство» - 1) творческое осмысление действительности, 2) высокая степень ремесла, 3) занятие не ради коммерческих целей.
А теперь давайте попробуем объединить все три толкования слова «искусство» в одно. У нас получится что-то вроде «нечто, произведённое в целях осмысления действительности, выполненное с высокой степенью ремесла, и обращенное к нематериальной стороне жизни».
(Леонардо да Винчи, «Битва при Ангиари», 1506 год)

Для новичков темы эта формула звучит несколько туманно, поэтому давайте разберем каждый постулат по отдельности, и на примерах.
Первое - «в целях осмысления действительности». Что это значит на практике? Ну, во-первых, это означает явную новизну. Если до сих пор никто так не делал, как данный художник/поэт/музыкант, значит, никто не поднимал прежде такого вопроса/мысли/темы. Получается, что настоящее произведение искусства должно обладать несомненной новизной, свежестью мысли и формы для своего времени. Никто до Ван Гога не делал ничего подобного в живописи, никто до Моцарта не писал такую смелую музыку, никто до Пушкина не создавал такие ясные, похожие на прозу, стихи. Самое интересное, что и после. Гении не могут породить учеников, настолько они уникальны. Не было учеников у Леонардо или у Рафаэля, у Микеланджело… Не было и не могло быть. Гении выводят искусство на новый уровень. И потом там появляются новые гении. Оказывается, искусство – это штучный товар. Глубоко неповторимый. Авторский.
(Винсент ван Гог, «Звездная ночь и кипарис», 1890 год)
Первое - «в целях осмысления действительности». Что это значит на практике? Ну, во-первых, это означает явную новизну. Если до сих пор никто так не делал, как данный художник/поэт/музыкант, значит, никто не поднимал прежде такого вопроса/мысли/темы. Получается, что настоящее произведение искусства должно обладать несомненной новизной, свежестью мысли и формы для своего времени. Никто до Ван Гога не делал ничего подобного в живописи, никто до Моцарта не писал такую смелую музыку, никто до Пушкина не создавал такие ясные, похожие на прозу, стихи. Самое интересное, что и после. Гении не могут породить учеников, настолько они уникальны. Не было учеников у Леонардо или у Рафаэля, у Микеланджело… Не было и не могло быть. Гении выводят искусство на новый уровень. И потом там появляются новые гении. Оказывается, искусство – это штучный товар. Глубоко неповторимый. Авторский.
(Винсент ван Гог, «Звездная ночь и кипарис», 1890 год)

Теперь поговорим о «высокой степени ремесла». Это что, это как? Умел ли Ван Гог рисовать «нормально»? Или он рисовал «как умел»? При внимательном изучении его полотен, довольно быстро становиться ясно, что Ван Гог выводит на основе общих законов живописи свои личные, но не нарушает при этом общих… Он играет линией, формой, цветом, сохраняя общие представления о композиции и гармонии. Его произведения неизменно гармоничны, просто гармоничны по-своему. Если мы обратимся к живописи, допустим, более ранней и более классической, например, Боттичелли, то увидим то же самое. Это не реалистичное изображение действительности. Оно переосмыслено художником по-своему. Вглядимся ли мы в живописцев, последовавших за Ван Гогом – увидим там Пикассо и Дали. И снова гармония, и снова своя, особенная, но неизменная. То есть ремесло в их исполнении поднимается на новый, виртуозный уровень. Недоступный простому рисовальщику с натуры.
(Нико Пиросмани, «Девочка с шаром», 1905 год)
(Нико Пиросмани, «Девочка с шаром», 1905 год)

Получается, что законы искусства в чём-то можно сравнить с глиной… Кто-то из куска свежей глины может вылепить идеально ровный шар, но это будет ремеслом, если не принесет авторского взгляда. А кто-то, из куска этой глины может вылепить шар, похожий на куб, и здесь появится мысль. И игра. Игра. То есть некоммерческая составляющая искусства. Ван Гог играет со своей мыслью, Боттичелли любуется своей мыслью, Пикассо разбирает свою мысль на составляющие, и так далее. Все художники, так или иначе, играют. И это тоже неотъемлемая часть искусства, стоит только приглядеться. Но эта игра приобретает по-настоящему высокий смысл, когда заставляет нас задуматься, и задуматься о чем-то своём… Получается, искусству нужна ещё и понятность, то есть вполне себе конкретная составляющая, понятная на всех языках мира, любому зрителю. Человечность, а может быть даже и народность. Взять, к примеру, Пиросмани. Его авторский стиль уникален и неповторим. Его отличает смелая игра с законами живописи и гармонии. И его, несомненно, отличает высокая степень человечности. Он понятен не только в Грузии, а в любой точке мира. Мексиканская художница Фрида Кало также не нуждается в переводе…
(Фрида Кало, Автопортрет, 1925 год)
(Фрида Кало, Автопортрет, 1925 год)

А как же абстрактное искусство, спросите Вы? Да точно так же. Вглядитесь в работы Миро, в работы Кандинского. Они неповторимы, но и узнаваемы в то же время. Художники-абстракционисты точно так же умеют заставить своего зрителя задуматься, и точно так же остаются при этом понятны… Просто они отодвигают рамки действительности чуть дальше материального мира. В фантазию, в выдумку, в сон… Если Вы смотрите на абстрактное полотно, и даже примерно не можете понять, что за «музыка» на нем играет, идите прочь. Эта работа явно не для Вас. Но если чередование пятен и полос вдруг вызвало в Вас знакомый ритм, родило определенное настроение – то постойте возле такой работы ещё, «послушайте» её…
(Жоан Миро, Композиция, 1927 год)
(Жоан Миро, Композиция, 1927 год)

Но вернемся к теме статьи. Как понять, что перед Вами искусство? Как понять, какова его цена? Во что вкладывать средства? Итак. Первое. Это Ремесло в высокой степени, в виртуозном исполнении. Второе. Наличие уникального авторского взгляда на мир, не поддающегося копированию. И третье - это способность волновать нас. Беспокоить, тревожить, смешить, что угодно, но только не давать покоя…
Да, живописные работы прошлого волнуют зрителей часто сильнее, чем работы сегодняшнего дня. Они полны понятного всем нам смысла, полны любви и человечности. Полны высокой простоты. Рембрант, Эль Греко, Брейгель… Их вклад в искусство бесценен именно по той причине, что они говорят с нами сегодняшними на нашем же языке. Они не заставляют разгадывать нас ребусы, на которые нет ответа… хотя при этом часто таят и скрытые смыслы. Они улавливают из жизни самую ее суть, которую нельзя разделить на атомы. Загадку. Рождают вопрос. И несут этот вопрос сквозь года и столетья… Но не торопитесь перечеркнуть и современных авторов. Если работа заставляет Вас задуматься, если волнует – дайте себе время понять её. Не делайте поспешных выводов.
(Питер Брейгель Старший, «Осень», 1565 год)
Да, живописные работы прошлого волнуют зрителей часто сильнее, чем работы сегодняшнего дня. Они полны понятного всем нам смысла, полны любви и человечности. Полны высокой простоты. Рембрант, Эль Греко, Брейгель… Их вклад в искусство бесценен именно по той причине, что они говорят с нами сегодняшними на нашем же языке. Они не заставляют разгадывать нас ребусы, на которые нет ответа… хотя при этом часто таят и скрытые смыслы. Они улавливают из жизни самую ее суть, которую нельзя разделить на атомы. Загадку. Рождают вопрос. И несут этот вопрос сквозь года и столетья… Но не торопитесь перечеркнуть и современных авторов. Если работа заставляет Вас задуматься, если волнует – дайте себе время понять её. Не делайте поспешных выводов.
(Питер Брейгель Старший, «Осень», 1565 год)

Настоящее искусство бесценно. Оно несет нам самих же себя. Глядя на работы гениев, мы заново переживаем открытия своего детства, яркие и чистые эмоции. В истории живописи работы гениев или не стоили ничего, или стоили целых состояний. В искусстве нет середины, середина – это ремесло. Ремесло можно купить за деньги. За понятные разумные деньги, с понятными критериями оценки. Здесь «завален» горизонт, скажут ремесленники, или здесь не выдержана симметрия… К ремеслу применимы только общие правила. К искусству такие критерии не подходят. Шедевры невозможно оценивать с точки зрения правил, да и стоят они дороговато, зато проверены временем. Хотите быть уверены в своём вкладе – доверяйте работам мастеров прежних лет. Это не обязательно древности. Грабарь и Дейнека жили всего лишь в прошлом веке, но уже вошли в разряд «бесценных».
(Александр Дейнека, «Лыжники», 1931 год)
(Александр Дейнека, «Лыжники», 1931 год)

Но что делать, если нет лишних миллионов? Желая сделать финансовый вклад в будущее и передать вечные ценности своим потомкам, больше доверяйте себе. Станьте авантюристом в хорошем смысле этого слова. Позвольте себе приключение с искусством. Ищите тех авторов, которые отзываются лично у Вас в душе. Ну и что, что Вы найдете их работы иногда в самых странных и неожиданных местах. Работы того же Пиросмани украшали, в своё время, закусочные. Полотна Ван Гог пылились на чердаке. Картины Ренуара выставлялись из галерей на улицу, как мусор. Не бойтесь. Ничего страшного, если какие-то работы никому, кроме Вас, не нравятся. Во все времена настоящие художники были чудаками и мудрецами, ни на кого не похожими, особенными людьми. Возможно, Вам подарят или отдадут за бесценок талантливую работу. А возможно, что продадут задорого полную ерунду. Не беда. Время обязательно расставит всё по своим местам. Зато Вы научитесь разбираться в искусстве, и данный факт обогатит Вашу жизнь настолько мощно, что деньгами это будет не оценить. Позвольте себе настоящее искусство, позвольте себе быть богатым.
(Борис Марковников, «Дорога», 2020 год)
(Борис Марковников, «Дорога», 2020 год)